Новости

О просветительской деятельности

Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»

29.03.2022. Изменения в КоАП РФ: вдруг внезапно полегчало...

Неожиданные изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях

Мы на "Партнерских встречах"!

В.А. Чеботарев поделился опытом с предпринимателями.

У нас — новый сотрудник.

В команде "Вашего юриста" — пополнение.

И вновь изменения в нашем коллективе

Наш коллектив покинула А.В. Амельчакова

Как уменьшить кадастровую стоимость недвижимости?

Когда наступает срок уплаты земельного налога или налога на имущество, многие собственники задумываются о том, что неплохо бы уменьшить кадастровую стоимость, от которой рассчитывается ставка налога. Но возможно ли это?

Для ответа на этот вопрос надо понимать, что кадастровая стоимость устанавливается сугубо административным путем. Периодически уполномоченный орган исполнительной власти субъекта федерации заказывает оценку земель и объектов капитального строительства (ОКС) в границах субъекта. При этом есть два пути оспаривания установленной кадастровой стоимости:

- обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

- оспорить кадастровую стоимость в суде.

 

Таким образом, владельцы земельных участков в настоящее время имеют возможность влиять на размер уплачиваемого ими налога путем уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

ООО "Юрист и бизнес" успешно ведет подобные дела в суде  и обращает внимание всех землевладельцев на имеющуюся возможность по определению справедливого размера земельного налога либо налога на имущество.

 

Для обращения в суд необходимо подготовить отчёт независимого оценщика. Отдельно стоит отметить, что процессуальный порядок рассмотрения заявлений об уменьшении кадастровой стоимости в суде установлен Кодексом об административном судопроизводстве РФ.

 

История установления кадастровой стоимости как базы для налога началась с принятием Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, которым в НК РФ была введена глава 31 "Земельный налог". Однако только с принятием Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законе появилось понятие государственной кадастровой оценки и реально начался процесс перевода налогоплательщиков на эту налоговую базу.

Естественно, что сразу начались споры о соответствии государственной кадастровой стоимости реальной рыночной стоимости земли.

Старт массовому оспариванию результатов государственной кадастровой оценки был дан Конституционным Судом РФ в определении от 01 марта 2011 г. № 275-0-0 и Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.

И к 2014 году этот процесс приобрёл такой размах, что в принятом в 2015 году КАС РФ производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости было выделено в отдельную главу, а незадолго до этого эти дела были отобраны у арбитражных судов и переданы в общую юрисдикцию.

 

На сегодняшний день оспаривание кадастровой стоимости в судах не столь популярно из-за того, что эти дела перекочевали в комиссию Росреестра (у которой раньше было ограничение в 30% от изменения стоимости, а сейчас нет). 

 

В настоящее время принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", который вступает в силу в период с 01.01.2017 по 01.01.2020. Такой вот переходный период.

Основное новшество в том, что, во-первых, теперь государственную кадастровую оценку будут проводить не частные организации, отобранные по 44-фз. Это будет делать бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и им же наделённое полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

 

Во-вторых, утверждены единые методические указания о государственной кадастровой оценке (приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, вступает в силу с 01.11.2016), по которым будут работать все учреждения всех субъектов.

В-третьих, ГКО будет проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.

 

Самое удивительное представляет собой порядок вступления нового закона в силу.

Как уже сказано, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение переходного периода ГКО может проводиться либо по новым правилам, либо по старым. Решение о дате перехода на новый закон принимается высшим исполнительным органом государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Причем такое решение может быть разбито по видам объектов недвижимости и категориям земель.

Вся ГКО, начатая по старым правилам, должна быть завершена до 1 января 2020 года.

ГКО, начатая до 01.01.2017, проводится и оспаривается по старым правилам.

При этом периодичность ГКО считается по новым правилам от даты последней ГКО, проведенной по старым правилам.